Правовая информация

При подготовке обзоров правовой информации
использованы ресурсы    http://www.v2b.ru/ и Консультант+

Федеральный закон от 19.12.2016 N 430-ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей” в связи с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”

С 1 февраля 2017 года денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…”, установлено в размере 72,23 процента

Речь идет о денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Одновременно до 1 января 2018 года приостановлено положение части 2 статьи 43 Закона РФ N 4468-1 об индексации денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.

Согласно указанной норме денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.


Федеральный закон от 19.12.2016 N 449-ФЗ “О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”

Меры поддержки НКО-исполнителей общественно полезных услуг в форме субсидий, а также меры их имущественной поддержки должны предоставляться сроком не менее чем на два года

Установлено также, что оказание информационной поддержки социально ориентированным НКО возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в Интернете.

Кроме того, определено, что поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.


Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 “Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций”

Определены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО в качестве субподрядчиков и соисполнителей к исполнению контракта

Согласно Постановлению в условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо включать условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, субисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО в объеме не менее 5 процентов от цены контракта; требование о предоставлении заказчику декларации о принадлежности субисполнителя (субподрядчика) к числу указанных субъектов и заверенную поставщиком копию договора с таким субъектом.

После оплаты выполненных субисполнителем (субподрядчиком) работ поставщик обязан предоставить заказчику копии документов о приемке товара (работы, услуги) у субисполнителя (суюподрядчика) и платежных поручений, подтверждающих их оплату. Также в раздел об обязанностях поставщика должны включаться условия об оплате товаров (работ, услуг) в течение 30 дней со дня подписания документа о приемке товара (работы, услуги), отдельных этапов исполнения договора и условия об ответственности поставщика перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, субисполнителей.

В качестве условия о правах поставщика (подрядчика, исполнителя) следует включать условие о праве поставщика произвести замену субподрядчика, субисполнителя на другого субподрядчика, субисполнителя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, субисполнителем обязательств, предусмотренных договором с поставщиком.


<Письмо> Минэкономразвития России от 22.11.2016 N Д28и-3068 “О применении постановлений Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 791”

Минэкономразвития России разъяснено действие запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления госзакупок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), или услуг по прокату таких товаров для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1, товаров или услуг для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд согласно приложению N 2 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств – членов ЕАЭС отсутствует.

Действие указанного положения Постановления N 791 не распространяется на бюджетные учреждения.


Федеральный закон от 28.12.2016 N 512-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и гражданам, пребывающим в запасе, предоставлена возможность заключения краткосрочных контрактов о прохождении военной службы на любой срок в пределах одного года

Ранее краткосрочный контракт о прохождении военной службы заключался на срок от шести месяцев до одного года.

Согласно внесенным изменениям в целях поддержания требуемого уровня укомплектованности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских частей и подразделений, привлекаемых для решения задач в период чрезвычайных обстоятельств или для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ, а также для участия в походах кораблей, контракт о прохождении военной службы теперь может быть заключен на любой срок до одного года.


Постановление Губернатора МО от 09.12.2016 N 536-ПГ

“О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 02.10.2003 N 191-ПГ “О стипендии Губернатора Московской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, обучающимся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования”

Вступил в силу на следующий день после его официального опубликования.

В новой редакции изложено Положение, определяющее порядок назначения и выплаты стипендии Губернатора Московской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе находящимся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной подчиненности этих организаций.


Федеральный закон от 22.11.2016 N 394-ФЗ “О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

С 1 января 2017 года расширены социальные гарантии отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей в части охраны здоровья и оказания медицинской помощи

Речь идет о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года.

Федеральным законом от 26.04.2004 N 29-ФЗ был внесен ряд изменений и дополнений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих”. До вступления в силу Закона N 29-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, были уравнены в правах на льготное санаторно-курортное лечение и организованный отдых с другими категориями военнослужащих. Принятие Закона N 29-ФЗ разделило указанных военнослужащих на две категории с точки зрения объема социальных гарантий и порядка их предоставления.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и членам их семей Законом “О статусе военнослужащих” гарантировано право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившие на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, обеспечиваются санаторно-курортным лечением согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.08.2004 N 423, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.

В свою очередь, члены семей военнослужащих данной категории лишены права на санаторно-курортное лечение и организованный отдых.

Подписанным Законом указанная категория военнослужащих и членов их семей наделена правом на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, наравне с другими военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.


Приказ Министра обороны РФ от 18.11.2016 N 750 “Об унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации”

С 1 января по 31 декабря 2016 года денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, составляет 2000 рублей в месяц

В указанной сумме учтены оклад по воинской должности, ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс), ежемесячная надбавка за особые условия военной службы и ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Кроме того, в Приказе приводятся размеры надбавок, которые устанавливаются с 1 января по 31 декабря 2016 года военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с командованием (руководством) воинскими подразделениями, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в воинских формированиях Вооруженных Сил РФ, дислоцированных за пределами территории РФ, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях РФ.


Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 N 1270 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927”

Обновлен обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам

Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 “Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)” установлено, что на основании обязательного перечня формируются ведомственные перечни.

В отношении отдельных видов товаров, работ, услуг, включенных в обязательный перечень, в ведомственном перечне определяются их потребительские свойства и иные характеристики (в том числе предельные цены указанных товаров, работ, услуг), если указанные свойства и характеристики не определены в обязательном перечне.

В обновленном перечне изменены наименования отдельных позиций, что связано с заменой кодов по ОКПД на коды по ОКПД2.

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 года.


Федеральный закон от 05.12.2016 N 414-ФЗ “О внесении изменений в статью 12 Федерального закона “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и статью 11 Федерального закона “О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Правительство РФ будет определять размеры пособий на содержание и проведение летнего оздоровительного отдыха детей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей

В Федеральные законы от 19.07.2011 N 247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также от 30.12.2012 N 283-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” внесены изменения, согласно которым Правительство РФ наделяется полномочиями по определению размеров выплат ежемесячного пособия на содержание детей и ежегодного пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей.

Предусмотрено, что размер ежемесячного пособия на содержание детей в районах и местностях, где законодательством РФ к денежному довольствию сотрудников установлены районные коэффициенты, определяется с применением этих коэффициентов.

Ежемесячное пособие на содержание детей и ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха индексируются в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, исходя из установленного прогнозного уровня инфляции.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.


Караульная служба, где в тебя стреляют – это вообще не опасная работа!!!!!

Суд отказал военнослужащему во взыскании с воинской части компенсации морального вреда в размере 2 млн рублей за пулевое ранение, полученное при несении караульной службы.

Причина: в результате неосторожного обращения сослуживца с пистолетом Макарова, истец получил огнестрельное сквозное пулевое ранение. По его мнению, воинская часть обязана выплатить за это компенсацию, так как является владельцем источника повышенной опасности.

Но, по мнению суда, это не так. Несение караульной службы, в том числе с огнестрельным оружием, в гражданско-правовом аспекте не может признаваться деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих…

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 20.10.2016 № 212-КГ16-9


Приказ Минтруда России от 12.10.2016 N 569н “Об утверждении перечня иных сведений о лице, признанном инвалидом, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов”

Минтрудом России утвержден перечень дополнительных сведений о лице, признанном инвалидом, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов

Согласно Закону о социальной защите инвалидов в федеральный реестр инвалидов включается определенный перечень сведений о лице, признанном инвалидом, а также иные сведения.

Минтрудом России утвержден перечень таких иных сведений, к которым, в частности, отнесены:

– номер и дата акта освидетельствования гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

– номер и дата протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

– причина пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время (уважительная, неуважительная) с указанием периода и др.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.


Приказ Минтруда России от 12.10.2016 N 570н “Об утверждении перечня установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов”

Утвержден перечень гарантий, выплат и компенсаций, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ с 1 января 2017 года будет создан федеральный реестр инвалидов – федеральная государственная информационная система, создаваемая в целях учета сведений об инвалидах. Согласно ст. 5.1 Федерального закона в создаваемый реестр инвалидов включаются в том числе сведения о размере и периоде предоставления установленных законодательством РФ гарантий, выплат и компенсаций согласно перечню, утвержденному Минтрудом России.


Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 N 1096 “Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания”

Правительством РФ разработан перечень общественно полезных услуг, а также критерии оценки качества их оказания

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” социально ориентированные некоммерческие организации, оказывающие общественно полезные услуги надлежащего качества, могут быть признаны исполнителями общественно полезных услуг, что дает им право на приоритетное получение мер господдержки. Согласно Постановлению к таким услугам, в частности, отнесены предоставление социального обслуживания на дому, в стационарной или полустационарной форме; услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; услуги, направленные на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, иные услуги.

Критериями оценки качества оказания общественно полезных услуг являются:

– соответствие услуги установленным требованиям к ее содержанию;

– наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении услуги, необходимой квалификации, достаточность количества таких лиц;

– удовлетворенность получателей услуг качеством их оказания;

– открытость и доступность информации о НКО;

– отсутствие НКО в реестре недобросовестных поставщиков в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.


Отпуск без оплаты сотруднику-инвалиду надо предоставлять в рабочем, а не календарном году

По ТК РФ работник-инвалид имеет право на неоплачиваемый отпуск до 60 календарных дней в году. При этом нет уточнения, в календарном или рабочем. Минтруд посчитал, что имеется в виду последний. Ведомство сослалось на Правила об отпусках 1930 года. Они действуют в части, которая не противоречит ТК РФ.

Рабочий год составляет 12 полных месяцев. Отличие от календарного в том, что каждый рабочий год начинается не с 1 января, а со дня, когда сотрудник поступил на работу к конкретному работодателю.

Минтруд не говорит, применим ли подход в сходных ситуациях. Например, можно предположить, что он распространяется и на отпуск за свой счет пенсионерам по старости. По их заявлению работодатель должен предоставить до 14 дней отпуска без оплаты в году. Учитывая мнение Минтруда, и в этой ситуации год нужно отсчитывать со дня поступления на работу.

Документ: Письмо Минтруда России от 06.10.2016 N 14-2/ООГ-8948


Приказ ДОгМ от 02.09.2016 N 1045

“Об образовательном проекте “Кадетский класс в московской школе”

Утверждены Условия открытия кадетских классов в общеобразовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, для участия в образовательном проекте “Кадетский класс в московской школе”. Также утвержден список общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту, участвующих в проекте в 2016/2017 учебном году.

Указанные меры приняты в целях обеспечения условий для развития профильного образования с кадетским компонентом, формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в военной и других видах государственной службы.


​​​​Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1047 “О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, в 2016 году”

В 2016 году денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, останется на прежнем уровне

Установлено, что в 2016 году при исчислении денежного довольствия для выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских формированиях Вооруженных Сил РФ, дислоцированных за пределами территории РФ, а также военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях РФ, не применяется Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1072 “О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву” в части размеров окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также размеров дополнительных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 приложения N 2 к указанному Постановлению, включая порядок их выплат.

Настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.


Постановление Правительства РФ от 14.10.2016 N 1040 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272”

Правительством РФ предусмотрено участие войск национальной гвардии РФ в защите мест массового пребывания людей, объектов и территорий от террористических посягательств

Поправками, внесенными в Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)”, реализованы требования Федерального закона “О войсках национальной гвардии Российской Федерации” и Указа Президента РФ от 30.09.2016 N 510, в том числе:

уточнены критерии включения мест массового пребывания людей в перечень мест массового пребывания людей, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ;

установлен срок создания комиссии по категорированию данных мест и оценки состояния их антитеррористической защищенности;

определены порядок и сроки принятия комиссией акта обследования и категорирования места массового пребывания людей, в том числе условия при которых делается вывод о достаточности антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, а также порядка решения разногласий членов комиссии по вопросам категорирования мест;

предусмотрен порядок установления комиссией срока завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;

предусмотрено, что требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, не распространяются на объекты (территории) транспортной инфраструктуры, транспортные средства и объекты ТЭК.


Постановление Правительства РФ от 20.10.2016 N 1067 “Об утверждении Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса”

Установлена процедура осуществления Росгвардией федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК

Мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта топливно-энергетического комплекса, проверке объектов ТЭК на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в соответствии с Федеральным законом “О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса”.

Государственный контроль (надзор) осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер. Продолжительность проведения проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.


Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.09.2016 N 796

“Об утверждении Регламента взаимодействия Департамента здравоохранения города Москвы и организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, с социально ориентированными некоммерческими организациями”

Регламент разработан в целях систематизации сотрудничества Департамента здравоохранения города Москвы и организаций, подведомственных Департаменту, с социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО), стимулирования добровольческой деятельности НКО в сфере охраны здоровья населения Москвы. Определены цели, задачи и принципы взаимодействия Департамента, организаций и НКО, а также направления взаимодействия организаций и НКО.

Утверждена типовая форма договора о сотрудничестве между организацией, подведомственной Департаменту здравоохранения города Москвы, и социально ориентированной некоммерческой организацией.


Постановление Конституционного Суда РФ от 08.11.2016 N 22-П “По делу о проверке конституционности абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих” в связи с жалобой гражданина Д.В. Батарагина”

В действующее нормативное регулирование порядка привлечения военнослужащих к полной материальной ответственности необходимо внести изменения, исключающие возможность установления в их действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством, вне рамок уголовного судопроизводства

Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих”:

соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения предполагают привлечение военнослужащего к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный им имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, в случае совершения преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, что установлено вступившим в законную силу приговором суда, и не препятствуют при отсутствии такого приговора принятию в пределах срока, определенного пунктом 4 статьи 3 данного Федерального закона, решения о взыскании с военнослужащего причиненного им ущерба в ограниченном либо – при наличии иных перечисленных в его статье 5 оснований – в полном размере при условии установления в надлежащей процедуре юридически значимых обстоятельств, необходимых и достаточных для привлечения этого лица к соответствующему виду материальной ответственности;

не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (и тем самым – фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом.

Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Истолкование названных законоположений в качестве допускающих возможность привлечения военнослужащего к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный его действиями (бездействием) как содержащими признаки состава преступления, – притом что уголовное дело в отношении данного военнослужащего прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, а наличие в действиях (бездействии) этого лица признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, установлено судом в рамках гражданского судопроизводства на основании данных предварительного расследования – не согласуется с конституционным требованием обеспечения прав, вытекающих из презумпции невиновности, и приводит к нарушению гарантий, предусмотренных Конституцией РФ.


<Письмо> Минтруда России от 29.07.2016 N 23165/2016 “Об определении признака освидетельствования “впервые”, “повторно”

Лицо, пропустившее очередное переосвидетельствование на инвалидность в текущем году без уважительных причин, без зачета пропущенного срока считается освидетельствованным впервые

Даны разъяснения по вопросам, возникающим в случае направления учреждениями МСЭ в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, выписок из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, из которых следует, что лицо пропустило очередное переосвидетельствование без уважительных причин и зачет пропущенного срока не был произведен. В связи с этим также разъяснен порядок выплаты пенсии инвалидам, оказавшимся в подобной ситуации.


Федеральный закон от 02.06.2016 N 165-ФЗ “О внесении изменения в статью 108 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

Срок действия льгот при поступлении в вузы для детей-сирот и ветеранов боевых действий продлен до 1 января 2019 года.


Письмо  от   . 06. 2016    №  3/167705625294  Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий (ФЭД МВД России). Управление нормирования оплаты труда и социальных гарантий.

 

Уважаемый Алексей Германович!

Ваше обращение о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании за счет средств работодателя сотрудников органов внутренних являющихся ветеранами боевых действий, рассмотрено и сообщается следующее.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ)  квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава – образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава – высшего образования, соответствующего направлению деятельности.

В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего юридического образования.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 11 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел имеет право на прохождение в установленном порядке профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Данная норма реализовывается путем прохождения обучения в образовательных, высших образовательных и научных организациях МВД России за счет средств федерального бюджета.

Согласно статьи 77 Федерального закона № 342-ФЗ  подготовка кадров для органов внутренних дел и дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел при необходимости осуществляется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, не входящих в систему МВД России, на основе государственного заказа.

К тому же в соответствии со статьей 76 Федерального закона № 342-ФЗ

по решению уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел, имеющий высшее образование и заключивший контракт на неопределенный срок, может быть с его согласия направлен на обучение по очно-заочной или заочной форме для получения высшего образования по другой специальности или другому направлению подготовки за счет средств федерального бюджета МВД России.

Заместитель начальника                                                                 Н.Ш. Сулейманов


Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 8-П “По делу о проверке конституционности пункта “а” части первой статьи 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Чеботарского”

Отдельные нормы Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции РФ


Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ пункт “а” части первой статьи 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1), поскольку по своему конституционно-правовому смыслу он не предполагает возможность произвольного зачисления в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в связи с выведением за штат при сокращении численности или штата сотрудников данного учреждения или органа (его структурных подразделений) и последующего увольнения по сокращению штатов тех лиц, должности которых в рамках соответствующих организационно-штатных мероприятий не подлежат сокращению.

Конституционный Суд, в частности, отметил, что зачисление сотрудника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в распоряжение соответствующего учреждения либо органа в связи с выведением данного лица за штат при сокращении численности или штата не предполагает безусловного увольнения со службы, поскольку позволяет уполномоченному должностному лицу в течение установленного срока нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы решить вопрос о дальнейшем прохождении им службы в том же (на иной должности) либо другом учреждении или органе уголовно-исполнительной системы. Увольнение же со службы по основанию, предусмотренному пунктом “е” части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (сокращение штатов), в данном случае представляет собой крайнюю меру, применяемую при невозможности продолжения служебных отношений с таким сотрудником в связи с сокращением занимаемой им должности и отсутствием в том же либо другом учреждении или органе уголовно-исполнительной системы штатных вакантных должностей, обязанности по которым он мог бы выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности, либо отказом данного лица от предложенных вакантных должностей.


Постановление Правительства РФ от 10.03.2016 N 176 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460”

Увеличены нормы расходов на оплату ритуальных услуг погибших (умерших) “силовиков”.

Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг:

оформление документов, необходимых для погребения умершего;

перевозка умершего в морг, услуги морга;

предоставление и доставка гроба, урны, венка;

перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);

погребение (кремация).

Установлено, что оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 18250 рублей (ранее – 17152 рублей), а в городах Москве и Санкт-Петербурге – 25269 рублей (ранее – 23749 рублей).

Кроме того, увеличены нормы расходов на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу).


Федеральный закон от 02.03.2016 N 46-ФЗ “О внесении изменения в статью 108 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”

До 1 января 2017 года ветеранам боевых действий предоставлено право на бесплатное обучение в вузах

Установленное статьей 71 Закона об образовании право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространено на ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах”.

До внесения поправок в статью 108 Закона об образовании квота приема для бесплатного получения высшего образования предусматривалась только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Федеральный закон от 15.02.2016 N 20-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе” и статью 28.5 Федерального закона “О статусе военнослужащих”

Подписан закон, направленный на совершенствование порядка несения военной службы и повышение ответственности военнослужащих

Законом, в частности:

федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” предусмотрена военная служба, предоставлено право определять случаи, когда военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы могут носить гражданскую, специальную, форменную или иную одежду, не относящуюся к военной форме одежды, а также устанавливать требования к этой одежде (данное положение в части предоставления соответствующих полномочий федеральным государственным органам, в которых Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” предусмотрена военная служба, применяется с 1 января 2017 года);

установлены случаи, в которых военнослужащему не присваивается очередное воинское звание (в частности, до окончания отбывания военнослужащим уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста, до погашения или снятия его судимости, до окончания срока испытания при его поступлении на военную службу по контракту и др.);

расширен перечень грубых дисциплинарных проступков (к их числу отнесены, в том числе, умышленная порча либо утрата документа, удостоверяющего личность военнослужащего, нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства, нарушение порядка выезда из РФ, нарушение требований законодательных и нормативных правовых актов в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность, и др.).


Постановление Правительства РФ от 10.02.2016 N 92 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142”

Членам семей лиц, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы в периоды ведения боевых действий с участием граждан РФ, будет выплачиваться ежемесячная денежная компенсация

Согласно изменениям, внесенным в Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N 142 “О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”, ежемесячная денежная компенсация выплачивается, в том числе, членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы в периоды ведения боевых действий в государствах и на территориях, указанных в перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, предусмотренном приложением к Федеральному закону “О ветеранах”, и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими.

Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.


Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П “По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова”

Обнаружение пенсионным органом ошибки, выразившейся в назначении сотруднику органов внутренних дел пенсии за выслугу лет без достаточных оснований, не должно повлечь безусловное прекращение ее выплаты

Конституционный Суд проверил конституционность части первой статьи 13 Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”, в той части, в которой на ее основании решается вопрос о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет лицу, уволенному со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, в случае, если после устранения пенсионным органом допущенной при ее назначении ошибки в подсчете стажа службы (выслуги лет) данного лица будет установлено, что его продолжительность не достигает необходимой для возникновения указанного права.

Само по себе данное положение, как закрепляющее условия назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел и тем самым являющееся необходимым элементом правового механизма реализации права указанных лиц на пенсионное обеспечение с учетом характера и продолжительности осуществления ими профессиональной деятельности, признано соответствующим Конституции РФ.

Вместе с тем, данное положение не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой оно предполагает безусловное прекращение выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной ошибочно в результате неправильного подсчета пенсионным органом стажа службы (выслуги лет), дающих право на пенсию, действовавшему добросовестно при приобретении статуса получателя пенсии гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, без учета:

продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения;

продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет;

значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Федеральному законодателю предписано – исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций, выраженных в Постановлении, – внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.


Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 510

“Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы”

Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2014 N 33301.

Определены правила предоставления субсидий на приобретение или строительство жилья для российских военнослужащих-контрактников и граждан, уволенных с военной службы

Для перечисления жилищной субсидии такие лица представляют в уполномоченный орган Минобороны России в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета.

В течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до региональных управлений финансового обеспечения Минобороны России, уполномоченный орган направляет запрос в Росреестр, в целях получения сведений из ЕГРП о правах лиц, претендующих на субсидию, на жилые помещения на всей территории РФ.

Решение о предоставлении субсидии принимается уполномоченным органом не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения вышеуказанных сведений, при отсутствии оснований для снятия таких лиц с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Принятое решение о предоставлении жилищной субсидии оформляется по рекомендуемому образцу, приведенному в приложении к данному приказу.

Жилищная субсидия перечисляется на указанный в заявлении банковский счет.

В случае смерти военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, данный порядок распространяется на членов их семей. Предоставленная жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения на условиях, при которых заявители утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.


Решение Конституционного Суда РФ от 17.01.2017 “Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2016 года”.
Конституционным Судом РФ утвержден обзор наиболее важных решений, принятых им в четвертом квартале 2016 года. В обзоре приводятся решения по конституционным основам уголовной юстиции (в числе прочего дана оценка конституционности положений абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих”).
Постановление Правительства РФ от 16.01.2017 N 10 “О внесении изменений в Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”
На граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, распространено действие Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”
В частности, компенсации подлежат расходы, связанные с:
– проездом граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, к месту их проведения и обратно с наймом (поднаймом) жилья и выплатой командировочных;
– выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с поступлением в мобилизационный людской резерв;
– проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно с наймом (поднаймом) жилья, выплатой командировочных (суточных) в случае прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о поступлении в мобилизационный людской резерв или вызова военным комиссариатом, органом федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с добровольным поступлением в мобилизационный людской резерв.

Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 “О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг” Определен порядок принятия решения о признании социально ориентированной НКО исполнителем общественно полезных услуг

Решение о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг и ее включении в реестр таких организаций принимается Минюстом России на основании заявления о признании организации исполнителем общественно полезных услуг с приложением заключения о соответствии оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям. Данное заключение выдается федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) на основании заявления НКО. К заявлению могут прилагаться документы, обосновывающие соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг (справки, характеристики, экспертные заключения и другие), а также документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам.

Для повторного признания организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке по истечении 2 лет со дня внесения организации в реестр организация представляет в Минюст России заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг. Указанное заявление представляется в течение 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения организации в реестр.

В документе, кроме того, приводятся:

перечень оснований для отказа в выдаче заключения;

срок принятия решения о выдаче (отказе в выдача) заключения;

основания для отказа в признании организации исполнителем общественно полезных услуг;

сроки принятия решения о признании (отказа в признании) организации исполнителем общественно полезных услуг;

сроки уведомления НКО о принятом решении.

Ведение реестра исполнителей общественно полезных услуг осуществляет Минюст России на бумажном и электронном носителях. Правилами устанавливается, помимо прочего, содержание реестра, порядок включения сведений в реестр, перечень сведений, содержащихся в реестре, подлежащих опубликованию на информационном ресурсе в сети “Интернет”.

В приложениях к Постановлению приводятся, в частности, форма заявления о признании организации исполнителем общественно полезных услуг; форма заключении о соответствии качества оказываемых социально ориентированной некоммерческой организацией общественно полезных услуг установленным критериям; перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих оценку качества оказания общественно полезных услуг; структура реестрового номера некоммерческой организации – исполнителя общественнополезных услуг.


Федеральный закон от 07.03.2017 N 32-ФЗ “О внесении изменений в статьи 5 и 15 Федерального закона “О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих”

Расширен перечень оснований восстановления накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих

Ранее, при возобновлении контракта прохождения военной службы, гарантировалось восстановление накоплений военнослужащим, которые были исключены из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным частью 7.1 статьи 5 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ (в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, по семейным обстоятельствам).

Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” предусмотрены и иные “положительные” основания увольнения с военной службы.

Принятым законом военнослужащим, уволенным по таким основаниям, предоставлено право на восстановление накоплений для жилищного обеспечения.


Федеральный закон от 28.03.2017 N 37-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об оружии”

Граждане РФ, получившие кортики для пожизненного хранения и ношения с военной формой одежды, обязаны их зарегистрировать