Выдающиеся люди космодрома Байконур

За время пребывания на Байконуре мы познакомились с выдающимися людьми – настоящими специалистами, делающими историю ракетно-промышленной отрасли.

     Баранов Леонид Тимофеевич, генерал-лейтенант запаса – первый вице-президент РКК “Энергия” им. С.П. Королева – заместитель генерального конструктора – директор филиала “Байконур”.

    Леонид Тимофеевич окончил Хабаровское командно-техническое училище по специальности “Беспилотные летательные аппараты” (1966-69), четырехмесячные курсы переподготовки офицерского состава при в/ч 25806, факультет № 1 Военно-воздушной инженерной академии им. А. Ф. Можайского в г. Ленинграде (1976), командный факультет Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского (1982), Академию Генерального штаба. Кандидат технических наук, (тема диссертации: “Организация запусков ракет космического назначения”). Член-корреспондент Академии наук им. К. Э. Циолковского.

    Офицерскую службу начал техником 3-го отдела в/ч 25851 в системе 12-го ГУ МО СССР.

    По окончания ВИКИ им. А.Ф. Можайского капитаном назначен начальником стартовой команды 48-й ОИИЧ (ракеты-носителя “Союз” – знаменитой королевской “семерки”) на космодроме Байконур.

    После обучения на командном факультете Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского – начальник подготовки и запуска космических аппаратов военного назначения, на командных должностях в 1-м НИУ (Научном испытательном управлении (в/ч 44275, испытывали оборудование для станции “Мир”) космодрома Байконур. Командир инженерно-испытательной части, заместитель начальника штаба космодрома, начальник центра испытаний космических средств, начальник штаба Байконура.     Назначен начальником группы ОИИЧ, с 1986 г. зам. командира этой же части. В 1987 г. назначен командиром в/ч 55056 в составе 1-го НИУ. С 1989 г. – зам. начальника штаба 5-го ГИК МО СССР, с 1992 г. – начальник 2-го ЦИП КС, в 1994-97 г. – начальник штаба – зам. начальника 5-го ГИК МО РФ.

    Начальник космодрома “Байконур” (1997- 2007), назначен совместным указом В. Путина и Н. Назарбаева. По должности – заместитель председателя государственной комиссии по пилотируемым программам.

    C 2007 – первый вице-президент РКК “Энергия” им. С.П. Королева – заместитель генерального конструктора – директор филиала “Байконур”.

    Награжден орденами Красной Звезды, “За военные заслуги”, “Почета”, “Достык” II степени, 18 медалями (в том числе “За отличие в воинской службе” 1 ст., “За безупречную службу в ВС” 2 и 1 ст.); нагрудным знаком отличия ВКС.

    “Заслуженный военный специалист Российской Федерации”, Лауреат премии Правительства России, “Заслуженный испытатель ракетно-космической техник”.

С Леонидом Тимофеевичем в Музее космодрома Байконур

 

    Романов Сергей Юрьевич     первый заместитель генерального директора – первого заместителя главного конструктора ПАО “РКК Энергия” им. С. П. Королева.

    В 1980 г. Сергей Юрьевич окончил Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе по специальности “механическое оборудование летательных аппаратов”, инженер-механик, доктор технических наук.

    1980-1981 гг. работал инженером Головного конструкторского бюро НПО “Энергия” в Калининграде (ныне Королев) Московской области.

    1981-1983 гг. проходил срочную службу в Вооруженных силах СССР.

    1983-2003 гг. занимал должности инженера, старшего инженера, ведущего инженера, начальника сектора, начальника отделения, заместителя руководителя научно-технического центра — начальника отделения ОАО РКК “Энергия” имени С.П. Королева.

    2003-2012 гг. – заместитель генерального конструктора, руководитель научно-технического центра; вице-президент, заместитель генерального конструктора, руководитель научно-технического центра ОАО РКК “Энергия”.

    С июля 2012 г. – первый заместитель генерального конструктора, руководитель Офиса управления проектами ОАО РКК “Энергия”.

    С марта 2014 г. – первый заместитель генерального конструктора, генеральный директор ЗАО “Завод экспериментального машиностроения” (ЗЭМ) РКК “Энергия”.

    С декабря 2014 г. – генеральный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК “Энергия”, генеральный директор ЗАО “ЗЭМ”.

    С ноября 2015 г. – генеральный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК “Энергия”.

    С июня 2016 г. – заместитель председателя Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов, технический руководитель по летным испытаниям пилотируемых космических комплексов, генеральный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК “Энергия”.

    С декабря 2016 г. – заместитель председателя Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов, технический руководитель по летным испытаниям пилотируемых космических комплексов, первый заместитель генерального конструктора – главный конструктор пилотируемых космических комплексов РКК “Энергия” имени С.П. Королева.

    С августа 2018 г. – ВРИО генерального директора ПАО РКК «Энергия» им.
Сентябрь 2018 г. – январь 2019 г. – генеральный директор ПАО РКК «Энергия».
С 25 января 2019 г. – первый заместитель генерального директора – первый заместитель главного конструктора ПАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королёва».

    Сергей Юрьевич принимал непосредственное участие в разработке и эксплуатации систем жизнеобеспечения и терморегулирования на орбитальной станции “Салют-7”, многомодульном научно-исследовательском комплексе “Мир”, орбитальном корабле “Буран”, руководил работами по разработке систем жизнеобеспечения и теплового режима транспортных пилотируемых космических кораблей типа “Союз”, грузовых космических кораблей типа “Прогресс”, малых исследовательских модулей “Рассвет”, “Поиск”, многоцелевого лабораторного модуля Международной космической станции (МКС) и автоматических космических аппаратов.

    При непосредственном участии Сергея Юрьевича осуществлены успешные запуски и стыковки с МКС модулей “Поиск” и “Рассвет”, а также работы по подготовке к запуску и проведению натурных испытаний ряда транспортных пилотируемых космических кораблей “Союз ТМА”, “Союз ТМА-М”, “Союз МС” и грузовых космических кораблей “Прогресс М”, “Прогресс М-М”, “Прогресс МС”.

    Сергей Юрьевич Романов – лауреат премий правительства РФ в области науки и техники, награжден орденом Дружбы, медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени и медалью “В память 850-летия Москвы”.

С Сергеем Юрьевичем в филиале Байконур РКК “Энергия” им. С.П. Королева

 

    Томчук Владимир Ромуальдович, генерал-майор – заслуженный испытатель космической техники, ветеран космодрома “Байконур”.

    В 1974 г. Владимир Ромуальдович закончил Рижское высшее командно-инженерное училище им. маршала Бирюзова.

    В январе 1978 г. прибыл на космодром Байконур для дальнейшего прохождения службы в в/ч 33797 в должности инженера отделения 2-й группы. 20 января 1978 г. в составе расчета подготовки двигательных установок РН 11А511У принял участие в подготовке и проведении запуска первого транспортного грузового корабля серии «Прогресс».

    В в/ч 33797 прошел славный путь от инженера отделения до заместителя командира части по ракетному вооружению. За это время в совершенстве изучил стартовый комплекс 17П32-6, в 1982 г. принимал непосредственное участие в отработке графиков готовности СК к проведению 3-х запусков КА военного назначения в течение 9-ти дней (в период кризиса на Фолклендских островах). С однополчанами поддерживает теплые дружеские отношения, организатор и постоянный участник всех торжественных мероприятий, связанных с празднованием Дня войсковой части 33797, является хранителем славных традиций испытателей.

    После окончания в 1991 г. Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского проходил службу в 1 НИУ в должности начальника стартового отдела (1992-1994 гг.), начальника службы вооружения в/ч 44275 (1994-1997 гг.), командира в/ч 44275 (1997-1998 гг.), заместителя начальника 5 ГИК МО (1998-1999 гг.). В 2002 г. окончил Академию Генерального штаба.

    Службу в рядах ВС РФ завершил в 2006 г. в должности начальника штаба – первого заместителя начальника космодрома в звании генерал-майор. После завершения службы до 2009 г. работал в должности первого заместителя директора ФКЦ «Байконур».

    Основным направлением служебной деятельности было руководство и координация работ по ракетам-носителям типа Р-7А и обеспечение их эксплуатации, поддержание инфраструктуры и объектов космодрома в постоянной готовности к использованию по назначению.

    1994-1997 гг. – командир боевого расчета, 2006-2009 гг. – руководитель («Стреляющий») совместного расчета по запуску пилотируемых космических кораблей и КА военного и народно-хозяйственного назначения.

    Более 8-ми лет руководя расчетом запуска и отдавая команды «Ключ на старт», заслужил уважение и авторитет Главных конструкторов ракетно-космической техники.

    На протяжении всей трудовой деятельности преумножал традиции испытателей космической техники, создавал памятники и мемориалы истории космодрома Байконур. И по сегодняшний день продолжает участвовать в общественной деятельности города Байконур.

    Владимир Ромуальдович являлся инициатором проекта и организатором работ по установке памятного камня на пл. 41 на месте гибели боевого расчета подготовки ракеты Р-16 24 октября 1960 г.; был в составе инициативной группы по награждению в соответствии с Указом Президента РФ военнослужащих, погибших при взрыве Р-16 24 октября 1960 г., Орденом Мужества; непосредственно организовал и руководил транспортировкой ОК «Буран» на «вечную» стоянку на свое историческое место в музей космодрома Байконур, при непосредственном участии создана крупнейшая экспозиция ОК «Буран» – визитная карточка комплекса Байконур и обязательное место в программе посещения гостей города и иностранных делегаций; организовал и руководил созданием в музее космодрома Байконур экспозиции военной автомобильной техники, транспортного пилотируемого корабля «Союз», двигателя 11-й ступени РН «Энергия», установщика и пускового стола ракеты Р-9. Владимиром Ромуальдовичем разработаны и переданы в музей материалы по 5 НИИП МО; Владимир Ромуальдович руководил созданием в центральном выставочном зале музея макета космодрома Байконур; непосредственно принимал участие в доставке архивных материалов по просьбе ветеранских организаций; в течение многих лет является членом Общественного Совета космодрома Байконур;

С 1998 г. Владимир Ромуальдович – Президент федерации тенниса космодрома Байконур; организатор межгалактического теннисного турнира «Ракетка Байконура» и участник многочисленных турниров совместно с институтом стран СНГ и Центром подготовки космонавтов.

    Владимир Ромуальдович продолжает принимать активное участие в общественно-политических, гуманитарных и спортивных мероприятиях как представитель космодрома, прославляя ратный подвиг испытателей и просто тружеников славного города Байконур.

    За большой вклад в отработку и проведение летных испытаний пилотируемых космических кораблей и комплексов, осуществление международных космических программ награжден:

  • медалью за «Трудовую доблесть» за заслуги в подготовке и осуществлении длительных и международных полетов кораблей и станций (1982г.),
  • орденом «За Военные заслуги» за личные показатели в служебной деятельности и успехи в боевой готовности (1996г.),
  • восемью медалями Министерства Обороны РФ,
  • четырьмя медалями МВД РФ,
  • за грамотное руководство совместным расчетом награжден многочисленными наградами и ценными подарками Роскосмоса, Председателя Совета Федерации РФ Миронова С.М. и Вице-премьера Правительства РФ,
  • Золотым знаком «Байконур»,
  • медалью Министра обороны РФ «За присоединение Крыма» (2014г.).

    Владимир Ромуальдович является членом-корреспондентом академии космонавтики им. К.Э. Циолковского; заслуженным испытателем космической техники; ветераном космодрома «Байконур».

С Владимиром Ромуальдовичем в Музее космодрома Байконур

Баранов Л.Т., Романов С.Ю., Томчук В.Р., начальник УМВД на комплексе Байконур Кузьмин А.В., директор Музея космодрома Байконур Богданова А.П., члены Ассоциации

 

     Власов Павел Николаевич, Герой Российской Федерации – начальник ФГБУ “Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина”.

    В 1981 г. Павел Николаевич окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени С.И. Грицевца по специальности «Командная тактическая истребительной авиации». В1989 г. окончил Школу лётчиков-испытателей имени А.В. Федотова по специальности «Лётчик-испытатель 3-го класса». 2011 г. получил дополнительное образование в Московской школе управления «Сколково» Executive education (обучение руководящего состава) по программе «Развитие стратегического кадрового резерва ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

    1981-1987 гг. – лётчик-инструктор, старший лётчик-инструктор, командир звена Харьковского высшего военного авиационного училища лётчиков имени С.И. Грицевца;

    1987-1989 гг. – лётчик-испытатель-слушатель Школы лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова;

    1989-2002 гг. – лётчик-испытатель ФГУП «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ»;

    2002-2010 гг. – заместитель генерального директора по лётной работе – начальник Лётно-испытательного центра имени А.В. Федотова – начальник лётной службы – старший лётчик-испытатель ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»;

    2010-2014 гг. – заместитель генерального директора по лётной работе РСК «МиГ»;

    2010-2017 гг. – начальник ФГУП «Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова», генеральный директор ОАО «Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова»;

    с 24.11.2017 г. – начальник ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина».

    Павел Николаевич проводил все виды лётных испытаний самолётов МиГ-31, МиГ-31БМ, МиГ-31М,МиГ-31Д, МиГ-29, МиГ-29СМТ, МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29М2, МиГ-29КУБ, МиГ-АТ, МиГ-35, в том числе на устойчивость и управляемость, прочность, лётно-технические характеристики на предельных режимах полёта, а также по отработке систем управления и вооружения, силовых установок авиационных средств поражения, прицельно-навигационных комплексов, систем дозаправки в воздухе. Участвовал в испытаниях корабельных истребителей МиГ-29К, МиГ-29КУБ с выполнением взлёта и посадки на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В 2001 г. выполнил первый подъём самолета МиГ-29М2. В 2003 г. провёл испытания МиГ-29ОВТ с отклоняемым вектором тяги двигателей со всеракурсным соплом. Совершил первый подъём в небо нового самолёта корабельного базирования МиГ-29К (2007 г.) и в составе экипажа с М.А. Беляевым впервые поднял в воздух палубный учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ (2005 г.). В 2009 г. выполнил первую посадку на палубу на опытном самолете МиГ-29К для ВМФ Индии. С 1992 г. – участник международных выставок с выполнением демонстрационных полётов на опытных самолётах, в том числе в ЛеБурже (Франция), Фарнборо и Фэарфорде (Великобритания), Берлине (Германия), Радоме (Польша), Дубае (ОАЭ), Винер-Нойштадт (Австрия), других городах и странах. Совершил самый длинный перегон на одноместном истребителе – из Москвы в Бангалор (Индия). Многократно награждался зарубежными призами за лучший пилотаж боевых самолётов, в том числе мемориальным мечом короля Хусейна (совместно с М.А. Беляевым) на авиашоу «Эйр Тату» (2006 г., авиабаза британских ВВС Фейрфорд) и персонально мемориальным переходящим призом имени маршала авиации сэра Дениса Кроули-Миллинга. Имеет мировое признание как лётчик-испытатель и виртуоз в пилотировании реактивных истребителей.

    Павел Николаевич – лётчик-испытатель 1-го класса (1996 г.). Освоил 35 типов самолётов, налетал около 3,8 тысячи часов (из них более 1,2 тысячи – в ходе испытательных полётов).

    Павел Николаевич удостоен звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» за испытания новой авиационной техники (1998 г.); Орденом Мужества (1996 г.).

    Павел Николаевич – лауреат национальной премии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству «Золотая идея» (2003 г.), национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница» (2007 г.).     Заслуженный лётчик-испытатель РФ (2003 г.). Почётный авиастроитель (2010 г.). Медаль ордена Ивана Калиты – награда Московской области (2010 г.). Знак Губернатора Московской области «За полезное» (2003 г.). Отмечен рядом медалей, ведомственных и региональных наград.

С Павлом Николаевичем в Центре подготовки космонавтов

 

Маленченко Юрий Иванович, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт – первый заместитель начальника ФГБУ “Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина”.

Количество полетов: 6

Налет: 827 сут. 09 час. 23 мин. 19 сек.

Выходы в открытый космос: 6

Суммарная продолжительность: 34 час. 49 мин.

В 1983 г. Юрий Иванович окончил Харьковское ВВАУЛ им. С. И. Грицевца по специальности «Командная тактическая» с присвоением квалификации «офицер с высшим военно-специальным образованием, летчик-инженер»; в 1993 г. – факультет заочного обучения ВВИА им. Н.Е. Жуковского по специальности «Инженерная, оперативно-тактическая, летательные аппараты» с присвоением квалификации «офицер с высшим военным образованием».

С 15 декабря 1983 г. – летчик, с 30 ноября 1984 г. – старший летчик, с 28 ноября 1986 г. – командир авиационного звена 684 гвардейского ИАП 119 ИАД ВВС Одесского ВО, г. Тирасполь Молдавской ССР.

26 марта 1987 г. – решением ГМВК отобран для зачисления в отряд космонавтов ЦПК ВВС (8-й набор);

6 октября 1987 г. – приказом МО СССР назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели; 6-й группы. После успешной сдачи экзаменов в августе 1989 г. Юрию Ивановичу присвоена квалификация «космонавт-испытатель»; с 1995 г. – инструктор-космонавт-испытатель;

с августа 2006 года – инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса;

с октября 2014 года – инструктор-космонавт-испытатель – начальник 1 управления ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина».

Юрий Иванович инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса, военный летчик 3 класса (1984 г.). Имеет общий налет более 830 часов. Выполнил более 150 прыжков с парашютом. Имеет квалификации «инструктор парашютно-десантной службы» и «офицер-водолаз».

с января по июль 1993 г. – проходил подготовку к полету на ТК «Союз ТМ» и ОК «Мир» в качестве командира резервного экипажа по программе ЭО-14;

с июля 1993 г. по январь 1994 г. – проходил подготовку по программе полетов на корабле «Союз-ТМ» и ОК «Мир» в качестве командира дублирующего экипажа ЭО-15;

с февраля по июнь 1994 г. – проходил подготовку по программе 16-й основной экспедиции на ОК «Мир»;

в 1995 г. – Юрию Ивановичу Маленченко была присвоена квалификация «инструктор-космонавт-испытатель»;

с октября 1998 г. по сентябрь 2000 г. – проходил подготовку в НАСА для старта на МТКК «Шаттл»;

с января 2001 г. по апрель 2003 г. – готовился к космическому полету в составе основного экипажа МКС-7 в качестве командира корабля «Союз ТМА» и командира МКС;

с ноября 2003 г. по сентябрь 2005 г. – готовился к полету в составе группы космонавтов-испытателей;

с октября 2005 г. по сентябрь 2006 г. – проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-14 в качестве командира корабля «Союз ТМА» и бортинженера МКС;

с октября 2006 г. по октябрь 2007 г. проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-16 в качестве командира корабля «Союз ТМА» и бортинженера МКС;

с августа 2006 г. Юрий Иванович – инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса;

с ноября 2008 г. по ноябрь 2009 г. – проходил подготовку в составе группы специализации и совершенствования;

с апреля 2010 г. по декабрь 2011 г. – готовился в составе дублирующего экипажа МКС-30/31 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

с декабря 2011 г. по июль 2012 г. – проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-32/33 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

с января 2013 г. по июль 2015 г. – проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-44/45 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС;

с октября 2014 г. – инструктор-космонавт-испытатель–начальник 1 управления ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина»;

с июля по декабрь 2015 г. – проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-46/47 в качестве командира ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.

СОВЕРШЕННЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ:

1 полёт – 1 июля – 4 ноября 1994 г. на КК «Союз ТМ-19» и ОК «Мир» в качестве командира экипажа по программе ЭО-16. Стартовал вместе с Т. Мусабаевым. Во время полета была осуществлена первая стыковка транспортного грузового корабля «Прогресс М-24» с орбитальным комплексом «Мир» в телеоператорном режиме. В ходе полета Ю.И. Маленченко выполнил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 11 часов 07 минут. Посадку совершил вместе с Т. Мусабаевым и У. Мербольдом (ЕКА). Продолжительность полёта: 125 сут. 22 час. 53 мин. 36 сек. Позывной: «Агат-1»;

2 полёт – 8-20 сентября 2000 г. в качестве специалиста полета в составе экипажа «Атлантиса» (STS-106) по программе сборки МКС вместе с Т. Уилкаттом, С. Альтманом, Д. Бёрбанком, Р. Мастраккио, Э. Лу (США) и Б. Моруковым. Совершил один выход в открытый космос длительностью 6 час. 14 мин. Продолжительность полёта: 11 сут. 19 час. 11 мин. 02 сек.

3 полёт – 26 апреля – 28 октября 2003 г. в качестве командира транспортного корабля «Союз ТМА-2» и командира МКС. Стартовал вместе с Эдвардом Цан ЛУ. Основной задачей экспедиции стало продолжение эксплуатации станции в пилотируемом режиме в период вынужденной приостановки сборки. Продолжительность полёта: 184 сут. 22 час. 46 мин. 28 сек.

4 полёт – 10 октября 2007 г. – 19 апреля 2008 г. в качестве командира ТПК «Союз ТМА-11» и бортинженера МКС-16 вместе с астронавтом Пегги Уитсон. В ходе полета выполнил один выход в открытый космос длительностью 6 часов 55 минут.

Продолжительность полёта: 191 сут. 19 час. 07 мин.

5 полёт – 15 июля 2012 г. – 19 ноября 2012 г. в составе 32/33-й длительной экспедиции на МКС в качестве командира ТК «Союз ТМА-05М» и бортинженера МКС. В ходе полета выполнил выход в открытый космос продолжительностью 5 часов 50 минут.

Продолжительность полёта: 126 сут. 23 час. 33 мин. 27 сек.

6 полёт – 15 декабря 2015 г. – 18 июня 2016 г. в составе 46/47-й длительной экспедиции на МКС в качестве командира ТПК “Союз ТМА-19М” и бортинженера МКС. За время работы экипажа МКС-46/47 было проведено множество научных экспериментов из разных областей науки (медицина, космическая биология, биотехнология, физико-химические процессы и др.), из них около 50 выполнил Юрий Маленченко. В ходе полета отработал один выход в открытый космос, выполнив все поставленные задачи за 4 часа 43 минуты. Экипаж осуществил работу с российскими («Прогресс») и иностранными грузовыми кораблями (Cygnus, Dragon), провел ремонтно-восстановительные работы бортовых систем, их обслуживание, выполнил бортовые фото- и видеосъемки, а также подготовил свой корабль «Союз ТМА-19М» к возвращению с орбиты.

Продолжительность полёта: 186 суток.

НАГРАДЫ:

медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (10 февраля 1994 г.);

медаль «За отличие в военной службе» III степени;

медаль «За отличие в военной службе» II степени (4 апреля 1996 г.);

медаль «За отличие в военной службе» I степени (2000 г.);

медаль «За воинскую доблесть» I степени (2000 г.);

медаль «За безупречную службу» III степени;

медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР» (1988 г.);

медаль Народного Героя Республики Казахстан (1995 г.);

орден «За военные заслуги» (2000 г.);

орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008 г.);

медаль «За заслуги в освоении космоса» (2011 г.);

орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (22 мая 2014 года);

ведомственные награды Роскосмоса: знак «За обеспечение космических стартов»,

знак Гагарина,

знак Королёва,

знак «За международное сотрудничество»;

медаль ордена Ивана Калиты;

медали НАСА.

В Центре подготовки космонавтов: Власов П.Н., Маленченко Ю.И., начальник УМВД России на комплексе Байконур Кузьмин А.В., члены Ассоциации

 

Савиных Виктор Петрович, советский космонавт, дважды Герой Советского Союза.

В 1960 г. Виктор Петрович окончил Пермский техникум железнодорожного транспорта, получив квалификацию “техник-путеец”, в 1969 г. — Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК) по специальности “Оптико-электронные приборы”, в 1976 г. — аспирантуру МИИГАиК (заочно), в 1994 г. — Дипломатическую академию МИД РФ, получив квалификацию “дипломат”. Доктор технических наук (1990).

С марта по октябрь 1960 г. Виктор Петрович работал на Свердловской железной дороге бригадиром бригады по ремонту искусственных сооружений 6-й дистанции службы путей.

С октября 1960 г. по сентябрь 1963 г. проходил срочную службу в Советской Армии в железнодорожных войсках, принимал участие в строительстве магистрали Ивдень — Обь.

С сентября 1968 г. по май 1969 г. проходил преддипломную практику техником, а с мая 1969 г. работал инженером в 312-м отделе Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С. П. Королёва).

С февраля по март 1974 г. — инженер в 314-м отделе, а с марта 1974 г. по сентябрь 1975 г. работал там же в должности старшего инженера. Занимался разработкой оптических приборов для лунных космических кораблей, для долговременных орбитальных станций и космических кораблей “Союз”.

С сентября 1975 г. по декабрь 1978 г. — старший инженер в 111-м отделе, где занимался отработкой бортовой документации.

С декабря 1978 г. по февраль 1989 г. — в отряде космонавтов. С декабря 1978 г. —космонавт-испытатель 110-го отдела; с марта 1982 г. — космонавт-испытатель 291-го отдела; с апреля 1986 г. — инструктор-космонавт-испытатель первого класса 291-го отдела; с июля 1988 г. — инструктор-космонавт-испытатель, руководитель комплекса №77 (отдел 300). Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях “Союз”, орбитальных станциях “Салют”, орбитальном комплексе “Мир”.

В качестве бортинженера совершил три космических полёта.

Первый полет состоялся 12 марта — 26 мая 1981 г. на корабле “Союз Т-4” и орбитальной станции “Салют-6” (продолжительность полета — 74 суток 17 часов). Во втором полете, совершенном 6 июня — 21 ноября 1985 г. на корабле “Союз Т-13” и станции “Салют-7”, космонавт осуществил выход в открытый космос продолжительностью пять часов (продолжительность полета — 168 суток 3 часа). Третий полет в космос совершил 7-17 июня 1988 г.а на корабле “Союз ТМ-5” и орбитальном комплексе “Мир” (продолжительность полета — 9 суток 20 часов).

В ноябре 1988 г. Виктор Савиных был избран ректором Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии (МИИГАиК, ныне Московский государственный университет геодезии и картографии), к работе приступил в феврале 1989 г. Занимал эту должность до мая 2007 г.

С 1991 г. — профессор кафедры аэрокосмической съемки.

В 2007 г. избран президентом Московского государственного университета геодезии и картографии.

Является почетным профессором университета.

Виктор Савиных — академик Международной академии астронавтики (1990), Российской инженерной академии (1993), член-корреспондент РАН (2006). С 2009 г. — председатель Комиссии РАН по космической топонимике.

Виктор Савиных — главный редактор журнала “Российский космос” (с 2006 г.), главный редактор журнала “Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка”.

Виктор Савиных — летчик-космонавт СССР (1981), космонавт 1-го класса (1986), дважды Герой Советского Союза (1981, 1985), Герой Монгольской Народной Республики (1981), Герой Народной Республики Болгария (1988). Награжден тремя орденами Ленина (1981, 1985, 1988), орденом “За заслуги перед Отечеством” II (2000), III (1994) и IV степеней (2011), орденом “Почета” (2005), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Является лауреатом Государственной премии СССР (1989) и РФ (1996), премии Президента РФ (2002), премии Правительства РФ (2000, 2014).

В 2006 г. награжден орденом “Миротворец” (учреждён Всемирным благотворительным альянсом “Миротворец”), Союзом писателей России награжден международной премией “Имперская культура”.

Виктор Савиных — почетный гражданин городов Калуга, Пермь, Киров (Россия), Джезказган (Казахстан), Улан-Батор, Дархан (Монголия).

В 1989 г. в доме космонавта в деревне Березкины Оричевского района был открыт музей.

В 2005 г. именем космонавта была названа малая планета 6890, открытая 3 сентября 1975 г.

В 2007 г. в городе Кирове на площадке у музея К. Э. Циолковского установлен его бюст.

С Виктором Петровичем в Центре подготовки космонавтов

 

Новосёлов Евгений Геннадьевич – командир экипажа самолёта Ту-154 Мирнинскогоавиационного предприятия акционерной компании «АЛРОСА» (закрытого акционерного общества), Республика Саха (Якутия).

В 1991 г. окончил Бугурусланское лётное училище гражданской авиации. По распределению был направлен вторым пилотом на самолёт Ан-2 в город Махачкала (Республика Дагестан). До начала боевых действий в Чеченской Республике совершал рейсы в горные районы. В 1994 году поступил в Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации, здесь переучился на самолёт Ту-154. После окончания учёбы переехал в Москву. Работал в авиакомпании «Внуковские авиалинии», с 2001 г. – в компании «АЛРОСА» в 5-м лётном отряде. К сентябрю 2010 г. пилот 1-го класса Е.Г. Новосёлов имел 8500 часов налёта.

7 сентября самолёт Ту-154 выполнял полёт по маршруту Мирный – Москва (рейс № 516). В штатном режиме он занимает 10 часов, поэтому в экипаже два командира – А.А. Ламанов и Е.Г. Новосёлов. Через 3 часа полёта на высоте 10,6 км у лайнера отказали важнейшие системы: сначала автопилот, потом навигация, затем радиосвязь. А ещё через некоторое время погасли все основные приборы, вышли из строя насосы, подающие топливо. Работал единственный топливный датчик, и у штурмана – единственный компас, и двигатели работали нормально. Это давало шанс.

Экипаж вручную произвёл вынужденную посадку самолёта в закрытом аэропорту Ижма (Республика Коми) на заброшенную взлётно-посадочную полосу, которую они разглядели с высоты 3000 м. После посадки самолёт выкатился на 200 м в лес за пределы короткой посадочной полосы, не предназначенной для приёма больших самолётов и свыше 10 лет вообще не эксплуатировавшейся. Благодаря самоотверженной работе экипажа, грамотным действиям и мужеству пилотов были спасены жизни 72 пассажиров и 9 членов экипажа. Об этом событии рассказали все российские каналы. Пассажиры обратились к Президенту РФ с просьбой наградить членов героического экипажа.

Указом Президента Российской Федерации № 1217 от 8 октября 2010 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, Новосёлову Евгению Геннадиевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Этим же Указом высокое звание было присвоено и командиру экипажа А.А.Ламанову. Остальные члены экипажа (бортпроводники, бортинженер и штурман) были награждены орденами Мужества.

Евгений Геннадьевич продолжает работать в компании «АЛРОСА».

Живёт в городе-герое Москве.

С Евгением Геннадьевичем в Музее космодрома Байконур

Смотреть фотоальбом “Выдающиеся люди космодрома Байконур”

Комментарии закрыты