С уважением к удивительным людям

Ассоциация ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России была приглашена в г. Байконур для участия в мероприятиях, связанных с запуском космического корабля «Союз МС -12».

Не так давно аэропорт Крайний, расположенный в шести километрах от Байконура, два раза в неделю принимал самолеты из российской столицы. Теперь же ближайшая воздушная гавань с регулярным сообщением с Москвой находится в городе Кызылорда. Три часа в пути и мы в г. Байконур.

Монумент в г. Байконур в честь 20-летия космической эры

Сооружение полигона на станции Тюратам силами военных строителей началось в 1955 году, а уже в 1957-м со стартовой площадки был запущен первый искусственный спутник земли!

“Спутник-1” – первый спутник Земли в истории человечества запущен в Советском Союзе 4 октября 1957 года с полигона Тюратам, который впоследствии стал космодромом Байконур.

Место для будущего космодрома было выбрано не случайно и было обусловлено рядом факторов: обширный, малонаселённый район, земли которого мало использовались в сельскохозяйственном производстве; наличие воды для строительства и железной дороги для подвоза строительных материалов; близость к экватору облегчает запуск ракеты в космос и позволяет взять на борт больше полезной нагрузки; триста дней в году – солнечные, а это важно и для наблюдения за объектами в космосе, и для сохранения комплекса металлоконструкций. К слову, изначально первый стартовый комплекс, который называют «Гагаринский старт», проектировался для ста пусков, а нынешний старт 515-й! Кроме того, стратегическое расположение ракетных комплексов надежно «закрывало» всю территорию СССР. Говоря о строительстве космодрома, следует упомянуть один факт: толщина взлетно-посадочной полосы, на которую приземлялся космический челнок «Буран» после своего единственного полета, составляет шестнадцать метров монолитных железобетонных конструкций!

Старт комплекса «Энергия — Буран» 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур.

«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия — Буран».

Один из четырёх реализованных в мире орбитальных кораблей МТКК.

Байконур обустроен как типичный военный городок с КПП на въезде. Улицы чисты, прямолинейны и разбивают город на прямоугольные кварталы. План застройки представляет собой равнобедренный треугольник, встроенный прямым углом в изгиб реки Сырдарья. Основная часть жилого сектора – четырёхэтажные кирпичные здания полувековой постройки. В городе есть все для обеспечения нормальной жизнедеятельности: военный госпиталь передан для нужд гражданского населения; здание школы №1 характерно для середины прошлого века, но и сейчас выглядит аккуратно. Космическая тематика и в монументах на городских улицах, и в самих названиях улиц. Есть спорткомплекс, бассейн, красиво обустроена городская набережная с двумя автономными открытыми бассейнами. Городской филиал Московского авиационного института готовит профильных специалистов.

В городе есть свой «Арбат». Это пешеходная улица протяжённостью не более четырехсот метров, где расположены современные кафе и магазины сувениров. Разумеется, не в таком, количестве, как на московском Арбате, но достаточном для города.

И несмотря на современность точек общепита, создается ощущение, что город застыл в начале 90-х. Это впечатление складывается из мелочей: нет возможности расплатиться банковской картой, в гостиничном номере – цветной телевизор с кинескопом, практически нет новостроек. Это объясняется Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти: город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды.

На территории города размещены объекты космодрома “Байконур”, а также другие объекты, создающие необходимые коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома “Байконур”, членов их семей и других жителей города.

На период аренды комплекса “Байконур” город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

Срок действия указанного Соглашения определяется сроками аренды комплекса “Байконур”, установленными другим  Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома “Байконур” от 28 марта 1994 года и Договором аренды комплекса “Байконур” между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 года. По условиям этого соглашения оно продлевается каждые десять лет и очередной контрольный срок истекает в 2024 году.

В период пребывания в городе мы провели ряд встреч и бесед: с ветеранами боевых действий в администрации г. Байконур, общественными организациями города, среди которых региональное отделение Всероссийской общественной организации «Боевое Братство», представители Общероссийской общественной организации «Офицеры России». Мы пообщались с юнармейцами и возложили цветы к памятнику С.П. Королеву.

История сооружения комплекса и города бережно сохранена в музеях.

Городской Музей истории космодрома Байконур создан 7 ноября 1968 года. В этот день в Гарнизонном Доме офицеров-строителей в/ч 12253 была открыта комната боевой и трудовой славы военных строителей. С течением времени Музей вырос, тематика экспозиций расширилась, появились новые залы. В настоящее время основные экспозиции Музея представлены в четырех залах: зале трудовой славы Байконура, зале истории развития ракетно-космической техники и освоения космического пространства, этнографическом зале, выставочном зале, а также выставочной галерее.

Уникальный Музей космодрома Байконур, расположенный непосредственно на территории космодрома Байконур, в здании, где когда-то размещался Дом офицеров.

Замысел создать музей принадлежит академику, главному конструктору ракетно-космических систем Сергею Павловичу Королеву и начальнику полигона Константину Васильевичу Герчику. Музей включает в себя шесть смотровых залов, четыре – по истории становления и развития космодрома, два посвящены международному сотрудничеству в области космонавтики. В музейный комплекс также входят два мемориальных домика С.П. Королева и Ю.А. Гагарина, полноразмерный макет планера Буран, выставка образцов различной ракетно-космической техники под открытым небом.

При посещении этого музея нас ждал очередной сюрприз. Одним из гостей оказался скромно одетый высокого роста молодой мужчина Новосёлов Евгений Геннадьевич – командир экипажа самолёта Ту-154 Мирнинского авиационного предприятия, который 7 сентягбря 2010г. на самолёте Ту-154 выполнял полёт по маршруту Мирный – Москва. В штатном режиме перелет занимает 10 часов, поэтому в экипаже два командира – А.А.Ламанов и Е.Г.Новосёлов. Через 3 часа полёта на высоте 10,6 км у лайнера отказали важнейшие системы: сначала автопилот, потом навигация, затем радиосвязь. А ещё через некоторое время погасли все основные приборы, вышли из строя насосы, подающие топливо. Работал единственный топливный датчик, у штурмана – единственный компас и двигатели работали нормально. Это давало шанс.

Экипаж вручную произвёл вынужденную посадку самолёта в закрытом аэропорту Ижма (Республика Коми) на заброшенную взлётно-посадочную полосу, которую они разглядели с высоты 3000 м. После посадки самолёт выкатился на 200 м в лес за пределы короткой посадочной полосы, не предназначенной для приёма больших самолётов и свыше 10 лет вообще не эксплуатировавшейся.

Благодаря самоотверженной работе экипажа, грамотным действиям и мужеству пилотов были спасены жизни 72 пассажиров и 9 членов экипажа. Об этом событии рассказали все российские каналы. Пассажиры обратились к Президенту РФ с просьбой наградить членов героического экипажа.

Указом Президента Российской Федерации No 1217 от 8 октября 2010 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, Новосёлову Евгению Геннадиевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Этим же Указом высокое звание было присвоено и Ламанову Андрею Александровичу. Остальные члены экипажа (бортпроводники, бортинженер и штурман) были награждены орденами Мужества.

Отдельно нужно рассказать о людях, с которыми встретились и познакомились во время поездки. Это самоотверженные труженики, истинные патриоты и великие специалисты, делающие историю ракетно-промышленной отрасли!

Баранов Леонид Тимофеевич, генерал-лейтенант запаса – первый вице-президент РКК “Энергия” им. С.П. Королева – заместитель генерального конструктора – директор филиала “Байконур”, “Заслуженный военный специалист Российской Федерации”, “Заслуженный испытатель ракетно-космической техники”.

Романов Сергей Юрьевич – первый заместитель генерального директора – первый заместитель главного конструктора ПАО “РКК Энергия” им. С. П. Королева, принимал непосредственное участие в разработке и эксплуатации систем жизнеобеспечения и терморегулирования на орбитальной станции “Салют-7”, многомодульном научно-исследовательском комплексе “Мир”, орбитальном корабле “Буран”, руководил работами по разработке систем жизнеобеспечения и теплового режима транспортных пилотируемых космических кораблей типа “Союз”, грузовых космических кораблей типа “Прогресс”, малых исследовательских модулей “Рассвет”, “Поиск”, многоцелевого лабораторного модуля Международной космической станции (МКС) и автоматических космических аппаратов.

Томчук Владимир Ромуальдович, генерал-майор – заслуженный испытатель космической техники, ветеран космодрома “Байконур”.

Власов Павел Николаевич, Герой Российской Федерации – начальник ФГБУ  “Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина”, лётчик-испытатель 1-го класса (1996 г.). Освоил 35 типов самолётов, налетал около 3,8 тысячи часов (из них более 1,2 тысячи – в ходе испытательных полётов).

Маленченко Юрий Иванович, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт – первый заместитель начальника ФГБУ “Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина”. Шесть полетов (827 сут. 09 час. 23 мин. 19 сек) и столько же выходов в открытый космос суммарной продолжительностью 34 час. 49 мин. Перечисление его наград и регалий займёт не меньше страницы.

При всем звездном, в прямом и переносном смысле этого слова, статусе этих людей общение было откровенным и непринужденным, без всякого пафоса.

О преданности этих людей своей профессии говорит и такой факт.

На этой известной фотографии изображен настоящий слесарь-сборщик, который готовит к запуску первый искусственный спутник Земли. Это 1957 год.

Так вот, это человек до последних дней совей жизни, прервавшейся в прошлом году (а это более шестидесяти лет!) продолжал трудиться по специальности!

С дважды Героем Советского Союза Виктором Петровичем Савиных удалось побеседовать о его отношении к фильму «Салют 7», где рассказано о героическом подвиге наших космонавтов при восстановлении станции. Прототипом одного из героев фильма был именно он. Особое свое неприятие он выразил в отношении режиссерской задумки в виде ударов кувалдой по обшивке корабля при ремонте солнечного датчика. Крепкого слова был удостоен автор идеи, поскольку толщина стенки станции всего полтора миллиметра и любой удар по ней может привести к разрушению обшивки и полной разгерметизации.

Мы присутствовали на заседаниях государственной комиссии в Центре подготовки космонавтов. После неудачного старта в октябре прошлого года для двоих членов экипажа это была вторая попытка полета. Гости в зале перешептывались и обсуждали результаты диагностики, выявившие накануне два прибора с неполадками, которые успешно заменили. Вошли челны комиссии, за стеклянной перегородкой разместились основной и дублирующий экипажи. Казалось, волновались все, кроме экипажей. Прозвучали короткие доклады членов комиссии, корабль был допущен к полету и экипаж утвержден. Позже в этом же зале состоялась пресс-конференция утверждённого экипажа.

На пресс-конференции космонавтам задавали как стандартные вопросы о целях и задах экспедиции, так и неформальные, ответы на которые вызывали смех в зале.

Через день был запланирован старт. На предстартовой пресс-конференции была продемонстрирована проверка готовности скафандров, в которые уже были облачены космонавты, и ложемента к полету.

Космонавтов по одному укладывают в металлическую полукапсулу, в которой они должны находиться до стыковки с орбитальной станцией, а это не менее шести часов в лежачем положении с полусогнутыми ногами, жестко закрепленными ремнями. Поэтому каждый ложемент изготавливается индивидуально под фигуру космонавта: металлическая часть универсальная и может изменять форму, а мягкая вставка «по фигуре» является уникальной. И если прибывший космонавт остаётся на орбите, то и мягкую вставку он оставляет с собой. А тот, кто занимает его место в спускаемом аппарате, подгоняет металлическую «скорлупу» под свой размер и закрепляет свою мягкую вставку.

В день старта мы еще раз посетили музей космонавтики, оставили записи в книге почетных гостей и за полчаса до старта прибыли на смотровую площадку, расположенную в трех километрах от стартового комплекса, знаменитого «Гагаринского старта». Старт был запланирован на 00.14 мин. по местному времени. Правая гостевая трибуна пела «И снится нам не рокот космодрома…». Завсегдатаи мероприятия интересовались, почему не установлен экран для трансляции. За полчаса до старта автобус эвакуировал со стартовой площадки последний персонал. По радиотрансляции раздавались предстартовые команды.

Наконец, отошла боковая ферма, раздалась команда «Зажигание». Подсвеченная прожекторами ракета вспыхнула снизу, и темное небо стало ярким, как днем, из-под земли стали расти белые облака. Как пояснили специалисты, в момент пуска на стартовый стол выливаются тонны воды во избежание перегрева конструкций и именно пар, а не дым мы видим в первые секунды отрыва ракеты от земли. Раздался сильный рокот, ударная звуковая волна дошла до смотровой площадки и присутствующие на себе ощутили мощь ракетных двигателей. В считаные секунды ракета скрылась в ночном небе за облаками.

С момента старта проходит семь этапов. Каждый из них рассчитывается с сотыми долями секунды и финальный выход космического аппарата на орбиту наступает на отметке 528, 26 сек.! Первые пять мину после старта на смотровой площадке было относительно тихо и только потом послышались поздравления с удачным стартом.

Излишне говорить, какое огромное впечатление произвела на всех нас эта поездка!

И, пожалуй, самым ценным сувениром, увезенным с космодрома Байконур, является фотография членов экипажа космического корабля «Союз МС-12» с дарственными надписями каждому участнику нашей делегации.

С уважением к удивительным людям,
которые делают свое дело честно, Шашкин А.Г.

Комментарии закрыты